По числу реализованных проектов «коробочные» продукты в два раза опережают бесплатно распространяемые CMS (61,1% против 31,3%), говорится в исследовании CMS Magazine. Аналитики при этом подчеркивают, что в отличие от Запада, где на бесплатных CMS с открытым кодом работают сайты крупных корпораций и даже ресурс администрации президента США, в России свободные CMS используют, в основном, небольшие студии и фрилансеры.
Сайты в России: бесплатные CMS проигрывают коммерческим
Стоит, однако, отметить, что уровень «пристрастия» к платным CMS сильно разнится в зависимости от возраста веб-студии и региона, в котором она находится. Больше всего проектов на «коробочных» CMS было реализовано на Дальнем Востоке (76,5%), меньше всего – на Урале (44,3%). Наименьшей популярностью «коробочные» решения пользуются у веб-студий, существующих либо менее одного года (52,8%), либо более 10 лет (52,6%). Причем если у первых почти равное число проектов реализуется с использованием бесплатно распространяемых CMS, то у вторых преобладают «самописные» системы управления контентом (54,3%).
Комментарии специалиста
Нужно четко понимать, что коробочная CMS полностью готова к использованию, поэтому ее использование молодыми компаниями даже в большей степени оправданы нежели старожилами рынка web разработок.
Почему опытные студии охотно идут на использование коммерческих CMS в создании сайтов? Ответ прост: они не хотят плыть против течения. Зачем объяснять и доказывать клиенту о преимуществах открытых решений, если проще просто сказать: \"Да! Мы делаем сайта на 1С-Битрикс\"
Уменьшение доли CMS собственной разработки, столь популярных среди студий-«старожилов», аналитики относят к одному из ключевых трендов рынка. По данным аналитиков за июнь, в целом такими CMS пользовались 26,1% российских веб-студий, что ненамного меньше пользователей бесплатно распространяемых решений. Некоторые эксперты, однако, пророчат «самописным» системам управления ближайшее вымирание. Так, по мнению Сергея Котырева, генерального директора «Юмисофт» (разработчик UMI.CMS), если тренд не изменится, то в течение ближайших пяти лет доля студийных CMS упадет до 5-10% или ниже, и это будет означать смерть для рынка «самописным» систем.
Комментарии специалиста
На наш взгляд, использование «самописных» CMS в компаниях разработчиков сайтов с численностью персонала менее 50 человек - это полная утопия. Ведь трудозатраты на написание полноценной платформы очень велики. На наш взгляд оптимальным решением является адаптация открытой CMS к своим потребностям. Это позволяет создавать продукты высокого уровня качества при минимальных издержках.
Топ-10 самых используемых CMS в России в 2009-2010 гг.
Что же касается противостояния платных и бесплатных CMS, то здесь, по мнению экспертов, в ближайшие 2-3 года ничего не изменится, и обе группы будут удерживать значительные доли рынка.
Другим трендом, обнаруженным в исследовании, аналитики называют увеличение числа конечных клиентов-покупателей CMS. Понимая перспективы малого бизнеса как клиента, разработчики стараются подстраиваться под его потребности, говорят аналитики. Например, стараются выпускать версии эконом-класса, а также максимально готовые решения, с помощью которых предприниматели смогут собрать сайт самостоятельно. К таким решениям относится, например, аренда CMS по модели SaaS и отраслевые сборки с готовыми шаблонами.
Сейчас в среднем по России доля проектов, реализованных с использованием арендованной CMS, составляет лишь 0,3%, в то время как за рубежом развитие CMS в качестве интернет-сервиса – уже почти состоявшийся факт, говорится в исследовании. По мнению игроков рынка, рост популярности этой модели в России ограничивается менталитетом собственников. Так, по словам Казбека Елекоева, технического директора S.Builder, когда их компания пыталась сдавать свою CMS в аренду на хостинг-площадках, то столкнулась с тем, что аренда часто не подходит клиентам, из-за того, что они не желают платить каждый месяц и хотят иметь что-то свое.
По данным исследователей CMS Magazine и «Рейтинг Рунета», в 2010 г. объем российского рынка «коробочных» CMS составит приблизительно 300 млн руб. Коммерческие решения сейчас варьируются по цене в диапазоне от 3 до 100 тыс. руб., однако в среднем стоимость лицензии не превышает 16,7 тыс. руб.
Комментарии специалиста
Компания Гранд Парк также предлагает решения выполненные по модели SaaS. Мы считаем это направление очень перспективным и уже реализовали несколько проектов по данной концепции.
Статья подготовлена по материалам CNews
Очередное исследование, посвященное использованию CMS расходится с данными рейтинга Тэглайн, однако общие тренды все же сопоставимы. Так, лидирующие позиции с огромным отрывом занимаем 1С-Битрикс. Но ключевой момент состоит в том, что бесплатные системы управления сайтом значительно уступают коммерческим продуктам в популярности среди web-студий.